Восприятие движения

Материалы » Факторы и психологические механизмы восприятия » Восприятие движения

Страница 1

Восприятие движения – это отражение изменения положения объектов в физическом пространстве. Восприятие движения имеет очень важное биологическое значение. Для многих животных движение объекта значит больше, чем сам объект. Движение – это прямой сигнал об изменении ситуации. Заметить движение – значит вовремя среагировать на опасность или объект питания, а, следовательно, выжить. В эволюции, по-видимому, восприятие движения сформировалось раньше восприятия формы, величины, удаленности. Свидетельством этого является тот факт, что наше периферическое зрение чувствительно только к движению и не воспринимает формы, размеры, цвета.

Параметрами движения объекта, отражаемыми в восприятии, являются скорость, ускорение и направление. Сведения о движении человек получает: 1) непосредственно воспринимая изменения; 2) на основе умозаключений. Первый путь доступен, если скорость движения не превышает различительную чувственность к движению. В противном случае мы ориентируемся не на сам акт перемещения объекта в пространстве, а на результат. Таковы наблюдения за движением минутной и часовой стрелок в часах, за перемещением звездного неба в течение ночи и тому подобное.

Зрение дает информацию о движении двумя способами: при фиксируемом взоре и при прослеживании глаз за объектом. В первом случае глаза остаются относительно неподвижными, а перемещается и все более изменяется отображение предмета на сетчатке. Во втором случае отображение на сетчатке остается относительно постоянным, но перемещаются глаза. И в том, и в другом случае одних зрительных ощущений для адекватного восприятия недостаточно.

Большую роль в адекватном отражении движения играет перцептивный опыт субъекта. Некоторые психологи даже считают, что основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной деятельности на основе всего прошлого опыта человека.1

Особый случай – восприятие движения в глубину. Здесь перемещение предметов воспринимаются благодаря изменению размеров изображения и смешиванию не вполне соответствующих точек на сетчатках обоих глаз. Этот тип движения для восприятия сложнее, чем перемещение в плоскостях, перпендикулярных взгляду. Для правильной оценки этого движения требуется значительный опыт, тренировка. На практике с этим видом восприятия движения часто сталкиваются милицейские работники при определении скорости движения машин, но и они уже больше полагаются на технику.

Движение можно воспринять с помощью не только зрительной системы, но и используя другие анализаторы. С помощью слуха мы определяем движение по изменению слышимой громкости звука, издаваемого перемещающимся объектом, или через механизм локализации. Но точность отражения движения в этом случае, конечно, значительно ниже, чем при зрительном восприятии. Аналогично воспринимается движение с помощью обоняния, но с еще меньшим эффектом. Узнать о движении объектов вблизи себя человек в состоянии, соприкасаясь с ними, через мышечные восприятия и тактильные ощущения. В последнем случае возможны два варианта: улавливается перемещение объекта непосредственно по телу человека или через колебания воздуха, вызванные движением близко расположенного объекта.

Высшая форма восприятия – наблюдение. Это процесс преднамеренного и целенаправленного восприятия, обусловленный целью и задачами деятельности.

Хищник, скрадывающий добычу, наблюдает за своей жертвой. Потенциальная жертва, чтобы не стать добычей хищника, наблюдает за ним. Но у животных наблюдение обусловлено сиюминутной потребностью, а несамостоятельно поставленной целью и сформулированной задачей. Подкрепляется, поддерживается процесс наблюдения у животных инстинктами, у человека – волей. Наблюдение у животных носит непроизвольный характер, зависящий в основном от объекта наблюдения, у человека – наблюдение обычно произвольно и определяется больше свойствами наблюдателя. Так, исчезновение из поля восприятия наблюдаемого объекта у животного прекращает процесс наблюдения, человек же в зависимости от задачи оценивает всю ситуацию в целом и может не прекратить процесса наблюдения.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Проблема человека и личности в психологии
В отечественной психологии последнего десятилетия складывается парадоксальная ситуация. Признанные успехи практической психологии определяются не только возросшей социальной востребованностью, но и конкретными результатами, сложившимися в ...

Типологии, основанные на клиническом материале
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет со­бой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психоло­гических различий между ними. Юнг выделил дв ...

Характеристика компонентов готовности к школьному обучению
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru