Восприятие направления

Материалы » Факторы и психологические механизмы восприятия » Восприятие направления

Страница 1

Направление, в котором видится объект, определяется местом его отображения на сетчатке глаза и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим нас объектам. Вертикальное положение нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом для визуального определения. Таким образом, в восприятии направления участвуют не только зрительные, но также двигательные и вестибулярные ощущения.

При бинокулярном зрении (двумя глазами) раздражители, падающие на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, видятся нам в одном и том же направлении (закон тождественного направления). Это направление дается линией-директрисой, идущей к предмету из переносицы – центра между глазами.

На сетчатке все изображения перевернуты. Их правильное положение воспринимается нами благодаря сочетанию зрительных с другими видами ощущений. Человек способен правильно ориентироваться в пространстве даже при искажении условий восприятия.

Слуховое восприятие по эффективности ориентации в пространстве уступает зрительному, но тоже вполне успешно. Бинауральное (двумя ушами) слушание обеспечивает улавливание разницы во время поступления звука на каждое ухо, если голова в горизонтальной плоскости повернута не строго фронтально к источнику звука, то есть когда расстояние от левого и правого уха до источника слуховой информации различны. Несмотря на ничтожную разницу в указанных расстояниях и, как следствие, во времени поступления сигнала на уши, наш слуховой анализатор ее четко улавливает. Корректируя положение головы до тех пор, пока эта разница не исчезнет, мы добиваемся регистрации точного направления на объект восприятия аналогично зрительной директрисе. Локализацию объекта в вертикальной плоскости обеспечивают вертикальные движения головы, базирующиеся, скорее всего, на улавливании положения с наиболее сильным слуховым ощущением. Видимо, на этом же эффекте основано моноуральное (один ухом) восприятие направления, но в иной модификации, а именно за счет нахождения такого положения слушающего уха, при котором максимальна воспринимающая поверхность, что дает самое громкое звучание сигналу. Обычно это фронтальное по отношению к источнику звука положение уха, то есть боковое положение головы. Для усиления этого эффекта люди нередко искусственно увеличивают воспринимающую поверхность уха (ушей), например, путем прикладывания к нему ладони.

Двигательное восприятие направления само по себе может быть эффективным только в пределах тех же ограничений, что и в случае отражения удаленности: в радиусе действия рук и ног. С помощью частей собственного тела, положение которых дает кинестетическую информацию, мы можем выяснить, где в ближайшем пространстве находится тот или иной предмет. Отражение направления с помощью обоняния в жизни животных, конечно, имеет существенное значение. У человека же в связи с утратой в эволюции остроты обоняния этот способ восприятия пространства малоэффективен. Тем не менее, с его помощью мы ориентировочно можем на относительно небольших расстояниях определять местоположение пахнущих объектов. Остальные модальности при локализации стимулов во внешнем пространстве для человека болезненны.

Любой предмет имеет определенный внешний вид, называемый формой. Форма олицетворяет качественное своеобразие совокупности геометрических параметров предметов (плоских и объемных). Восприятие плоскостной формы состоит в различении очертаний предмета, его контура. При этом граница не просто выделяется, но взор (или рука при осязании) движется вдоль этой границы, а в наиболее информативных местах совершает многочисленные возвратные движения.

Восприятие трехмерной формы включает восприятие удаленности, объемности. Ролью глубинных ощущений объясняется ряд зависимостей между воспринимаемой формой, удаленностью и величиной предметов. Так, восприятие близких предметов насыщенно глубинными ощущениями, поэтому они кажутся меньшими по сравнению с точно такими же, но расположенными немного дальше. При отдалении от зрителя объемные предметы кажутся все более и более плоскими, поскольку ослабевают глубинные ощущения. Так, куб вблизи кажется вытянутым в направлении от наблюдателя, а вдали – сплюснутым.

Принципиально форму предметов возможно воспринимать, помимо зрения, осязания и кинестезий (в первую очередь через движения рук в целом), и с помощью слуха, что доказывают способности летучих мышей, дельфинов и других животных, использующих для ориентации в пространстве эхолокацию. Но человек такими способностями не обладает.1

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Физиологические механизмы эмоций
1. Физиологическое выражение эмоций Эмоции выражаются в уровне тонического напряжения мышц. В клинике мышечный тонус часто используется как мера аффекта. Многие рассматривают мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального со ...

Иллюзия силы давления
Но, наряду с иллюзией объема, обнаружили и целый ряд других аналогичных с ней феноменов и, прежде всего, иллюзию давления (1929г.). Испытуемый получает при посредстве барестезиометра одно за другим два раздражения — сначала сильное, потом ...

Учебные достижения в различно сгруппированных классах.
Существуют мнения, что индивидуальные различия в результатах учебной деятельности объясняются одними только различиями в мотивах. Однако модель выбора риска свидетельствует, что в зависимости от степени трудности требований обучения учени ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru