Исходя из сказанного, всю уже имеющуюся у индивидуума или поступающую к нему в процессе взаимодействия с другим человеком информацию можно условно разделить на группы в зависимости от ее содержания, способов хранения и целей использования. Видимо, можно выделить прежде всего общеосведомительную информацию. Это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время, используется при общей опенке актуальных и потенциальных возможностей этого человека и влияет на выработку общего /подхода к нему. Затем индивидуум может располагать более конкретной и ограниченной осведомительной 'информацией, говорящей ему лишь о готовности другого человека ж деятельности определенной сложности и длительности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности. Наконец, существует текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемая при взаимодействии с ним в данный момент в совершенно конкретных условиях при совместном решении определенной задачи и используемая немедленно. Само собой понятно, что все эти виды информации не отделены «китайской стеной» друг от друга и объем и значение каждого из них в зависимости от характера и продолжительности совместной деятельности могут возрастать или уменьшаться. Положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть и одинаковыми, и различными. Это обстоятельство сказывается на содержании той информации друг о друге, которая имеет для каждого из них первостепенное значение. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков, которые в каждом из участников имеют сигнальное значение, для обоих участников одинаков. При несходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого — свой[8].
В зависимости от видов совместной деятельности находятся количество каналов связи, по которым поступает информация к одному участнику о других, и то, какая из форм информации является главной. В одних случаях наибольшую информацию могут нести и доминировать при построении образа другого человека сигналы, отражаемые зрительным анализатором, в другом — слуховым, в третьем — кинестетическим и т. д.
Если какие-то сигналы, получаемые при взаимодействии с другим индивидом, носят чисто осведомительный характер я не приобретают регулятивного значения для принявшего их субъекта (а так бывает, например, при восприятии признаков расовой и национальной принадлежности человеком, лишенным националистических предрассудков), это неизбежно приводит к превращению соответствующих раздражителей в индифферентные агенты и к постепенному оттормаживанию и исчезновению тех реакций на них, которые могли наблюдаться раньше.
Исходя из своего прошлого опыта общения с разными категориями людей в разных обстоятельствах, индивидуум ожидает от другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным выражением объективного факта вероятности сигнала.
Одним из необходимых условий взаимодействия людей, отвечающего сформированным у человека представлениям о нормальном течении этого процесса и о достижении в ходе его желательных целей, является непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом процессе. Это управление человеком своим поведением на основе действительного совершения действий в соответствии с содержанием самоприказа, а не ожидаемого их выполнения, достигается с помощью механизма обратной связи.
Другие материалы:
Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства ма ...
Причины конфликта
Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффек ...
Третий блок: блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности
Этот блок отвечает за организацию активной, целенаправленной деятельности. Человек создает планы, программы действий, намерения, выполняет их, регулирует деятельность, осуществляет ее контроль, кроме того, человек осуществляет психическую ...
