Структура личности, по К. Юнгу, — емкое психологически насыщенное образование. Оно включает и общечеловеческие, и расовые, и культурные, и индивидуальные черты. Далее он стремился обобщить различия между людьми, проявляющиеся в отношении к миру. К. Юнг выделил два универсальных типа направленности или типа жизненных ориентации: экстраверсия и интроверсия. Первая проявляется в преобладании интереса к внешнему миру. Эти люди открыты, общительны, активно идут и устанавливают контакты. Интроверты сдержанны, погружены в мир своих мыслей и переживаний, малообщительны. У индивида преобладает экстравертированная или интровертированная ориентация.
Данная типология, ставшая классической в психологии, была дополнена К. Юнгом другой типологией, основанной на преобладании одной из основных психических функций: мышления, ощущения, чувства, интуиции. Он выделил психологические типы: мыслящий, чувствующий, ощущающий, интуитивный.
И наконец, еще одно направление в учении К. Юнга — концепция развития личности. В ней можно выделить три новых положения. Первое: развитие личности осуществляется как динамичный эволюционный процесс, который идет на протяжении всей жизни и наиболее активно на этапах психической зрелости. Позитивное, огромное значение приобретает осознание человеком своего духовного, религиозного и даже мистического опыта. Это положение прямо противостоит фрейдовскому представлению об опыте раннего детства и его травмах детства, как решающих факторах личностного развития.
Второе положение. Конечная жизненная цель — ≪обретение самости≫, являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Основным процессом этого движения является процесс индивидуализации или интеграции противоборствующих внутриличностных тенденций. Итогом процесса индивидуализации является самореализация.
Третье положение—самореализация, или ≪обретение самости≫, является сложным, труднодостигаемым результатом. Она предполагает жизненный опыт, психическую зрелость и специальные усилия, духовную работу. Поэтому высокие уровни личностного роста доступны только психически зрелым и одаренным людям.
Другие материалы:
Супружеская галантность
Супружескую галантность можно назвать важнейшей составляющей этикета. По мнению польского журналиста Яна Камычека, это— «особое искусство».
Среди мужчин распространено ошибочное мнение о том, что галантность по отношению к собственной су ...
Средний школьный возраст.
В этом возрасте, называемым переходным, происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л.С. Выготский, это существенно изменяет сферу интересов ребенка. В переходном периоде ...
Методические рекомендации по развитию речи детей
раннего возраста
Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, опираясь на исследования Б.С. Волкова, Н.В. Волковой [9], В.В. Гербовой [16], А.А. Запорожца [20], М.И. Лисиной [30] и др., нами были разработаны рекомендации для воспитате ...
