Предмет психологии управления, ее вхождение в два региона наук - психологических и управленческих, структура ее методологии определяют особенности ее понятийного аппарата. В ней используются понятия наук, образующих ее методологию. Но психология управления имеет и свои специфические понятия. К ним относятся, например, понятия типа руководителя, стиля управления, лидерства, психологических способов управления, психологической управляемости. Однако и некоторые из них, как мы видим, функционируют на базе понятий других наук: управленческих и психологических. А это требует знания и учета специфики этих наук
Специфика психологии управления заключается и в том круге проблем, которые она решает. В первую очередь это познание и прогнозирование психологического состояния объекта управления с точки зрения его управляемости. Для этого должны быть определены его критерии и параметры психологической управляемости, на которые мог бы воздействовать субъект управления.
Важнейшей проблемой является определение психологического состояния субъекта управления, его всесторонняя психологическая характеристика, определение психологических критериев управления. Сюда относятся типизация руководителей и стилей управления, психологические требования к руководителю, соотношение руководства и лидерства
Центральная проблема - это осуществление психологического воздействия субъекта на объект управления. Это - психология принятия решения и организации его выполнения. Это управленческое общение, связанное с информацией прямой и обратной связи. Это - психологические аспекты функционирования и структурирования системы управления, логической цепочки процесса управления: потребности - интересы - цели - задачи - функция - структура; потребности - интересы - цели - задачи -методы. Это - место и роль руководителя в предотвращении и разрешении конфликтов. Наконец, это - разработки психологических методов управления, сочетаемых с философскими методами, с системным, информационным, кибернетическим, социологическим подходами, методами общей и социальной психологии.
Центральное место занимают методы, применяемые с учетом специфики психологии управления: наблюдение,
"фотографирование", эксперимент, теоретический анализ и синтез, моделирование, ситуационно-ролевые игры и упражнения, тестирование, методики решения психолого-управленческих задач с использованием компьютеров.
Ныне все большее значение приобретает проблема взаимодействия субъекта и объекта управления с помощью компьютера, разработка психологических основ, содержания и последствий этого взаимодействия, его влияние на весь процесс управления, на деятельность руководителя.
Другие материалы:
Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.
А.А.Леонтьев
З ...
Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов, а так же недостаточность двигательных средств и несформированность психомоторики в целом, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятел ...
Особенности тревожности в дошкольном,
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, кот ...
