Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности.

Материалы » Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности.

Страница 3

Е.О. Мальской, А.А. Сидельниковой отмечаются диагностические возможности опроса с элементами клинической беседы, который использовался в целях изучения рефлексии в учебной деятельности студентов. Полученные авторами данные свидетельствуют о слитности представлений студентов о способах учебной деятельности с содержанием материала и ситуацией усвоения, что выражается в затруднениях дать ответ в обобщенной форме, выделив конкретное содержание способов и приемов учебной работы в форме некоего алгоритма. Авторы делают вывод ,что основаниями представлений студентов о способах деятельности является не рефлексия собственного опыта, а требования к организации деятельности педагога и используемые им формы контроля. В этой связи знания носят «формулировочный» характер правил и законов и выступают как навязанные извне, не имеющие отношения к собственной активности по усвоению материала. Эти данные подтверждают и данные наших исследований способности к рефлексии студентов психологов МГЭИ.

Сформированность способности к рефлексии как интегративного личностного образования определяется, на наш взгляд, динамическим соотношением уровня осознанности всех компонентов выполняемой деятельности (цели, условий, способов и др.) и уровня осознанности средств ее регуляции. При изучении сформированности способности к рефлексии необходима диагностика уровня осознанности мотивации, целей, условий, способов действий, способов регуляции. Особое внимание следует уделять процессуальной стороне, так как известно, что решающее значение в диагностике умственных способностей принадлежит изучению не уровня актуального, а уровня их ближайшего развития. Это изучение возможно при использовании приемов включенного наблюдения и фиксации специфики стратегий управления деятельностью, стилей управления в реальных условиях учебного процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать обширные материалы об уровне учения и развития способности к рефлексии.

Мы полагаем, что рассмотрение способности к рефлексии учебной деятельности как сформированного личностного свойства, обеспечивающего успешное одновременное осознание выполняемой деятельности ( ее структуры) и средств регуляции этой деятельности с точки зрения их эффективности ,включающее умения выявлять индивидуальные особенности собственной деятельности, анализировать ее результаты позволяет определять условия и педагогические средства формирования этой способности.

Анализ современных исследований позволяет определить условиями развития рефлексии особые требования к организации учебного материала и учебного процесса в целом, подтверждающие фундаментальные положения Л. С. Выготского о зависимости процесса развития от характера и содержания процесса обучения. В основе развития рефлексии лежит соблюдение принципов развивающего обучения и применение комплекса педагогических средств направленного воздействия на формирование этой способности.

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Комплексы
Ко́мплекс(лат. Complex - связь, сочетание) - в психологии (прежде всего в психоанализе) понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и уст ...

Уровни учебно-познавательной мотивации
А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленё ...

Фототерапия как метод терапевтического воздействия
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных де ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru