Дошкольное детство.

Материалы » Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи » Дошкольное детство.

Страница 2

Ведущее место в иерархии учебных мотивов на 1-2 году обучения занимают широкие социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования. Реально действующим мотивом становится получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнять все задания.

В соревновательной ситуации у первоклассников мотив работы на себя более действенен, чем на команду, однако в 3-ем классе уже сильнее выражен общественный мотив, чем индивидуальный.

Усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации. У младших школьников развивается смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения более отдаленных последствий и поэтому исключающий импульсивность поведения ребенка. Начинает формироваться предусмотрительность как черта личности. При этом происходит переход от мотивов только «значимых» к мотивам «реально действующим».

Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются только к 3-ему классу.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и одобрения. У слабо успевающих – мотив достижения выражен хуже и даже отсутствует.

Престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками, присуща хорошо успевающим учащимся с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся, но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, т. к. мотив достижения успеха у них практически отсутствует. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у низ преобладает мотив избегания неудачи.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Понятие о типе темперамента
Если сравнивать различных людей по темпераменту, то обнаруживается, что существуют очень многочисленные группы людей со сходными свойствами темперамента. Отсюда еще в I в. до н.э. возникло предположение, что существуют несколько различных ...

Ролевая концепция личности
Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об­ласти социологии личности, Одной из известнейших социологических теорий личности явля­ется ролевая концепция, возн ...

Типология характеров
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru