Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений

Материалы » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений

Страница 1

Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей (Э.Берн, 1992). Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего "образа" будущей взрослой жизни. Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Автору удалось проследить трансляцию сценария "Мой сын будет врачом" на протяжении пяти поколений.

Н. Пезешкиан считал, что от одного поколения к другому передаются стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Он назвал это "семейные концепции"; они берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению. Примеры семейных концепций могут быть такими: "Что скажут люди", "Верность до смерти", "Ничего не дается легко" и т.п.

В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследие, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами (Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова, 2002).

В практических исследованиях психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.

Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителем того же пола. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги.

В общем целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:

1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье.

2. Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях в играх с братьями или сестрами или сверстниками.

3. На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье (Э.Берн, 1992).

Таким образом, по мнению вышеназванных авторов, из поколения в поколение передается образ будущей жизни, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и межличностных отношениях, а также патологизирующее семейное наследие дисфункциональных семей. Эти и другие аспекты составляют семейный сценарий, передающийся от отца к сыну из поколения в поколение. Подобный сценарий может затрагивать одну идею, например, "мой сын будет врачом" или несколько идей, объединяющихся в целую семейную концепцию. Итак, по мнению Э. Берна и других авторов, каждая семья несет в себе некоторое наследие для будущих поколений в виде семейных сценариев.

В рамках изучения отцовства в межпоколенных связях проводилось уникальное Гарвардское лонгитюдное исследование, продолжавшееся с конца 1930-х до конца 1980-х годов, объектом которого были четыре поколения мальчиков из одних и тех же семей. Его результаты показали, что а) индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, от того, каким был его собственный отец, б) этот опыт передается из поколения в поколение, от отца к сыну и дальше,

в) ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов. В передаче отцовского опыта присутствует как подражание (отец или дед, как ролевые модели), так и критическая переработка отрицательного жизненного и родительского опыта собственного отца [23]. Делая вывод, мы можем говорить о том, что формирование отцовства основывается как на основе семейных сценариев, бессознательно воспроизводящихся из поколения в поколение, так и в результате сознательной проработки мужчиной опыта своего собственного отца. Кроме того, мы говорили о том, что одной из важнейших составляющих отцовства является его социальный аспект, суть которого – предъявление к мужчине определенных запросов и требований, продиктованных конкретными социокультурными и историческими условиями, которые непосредственно отражаются на его родительских отношениях с собственным ребенком. В целом, мы можем говорить, что построение мужчиной собственного отцовского поведения складывается, по меньшей мере, из трех составляющих: бессознательных установок, идущих еще от прародителей, сознательных установок, выработанных в процессе анализа модели поведения собственного отца, и, наконец, установок создаваемых социальной средой, включающей культурные, традиционные, исторические, экономические, политические и многие другие социальные стороны жизни.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru