Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений

Материалы » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений

Страница 2

· микроуровень – уровень собственной семьи;

· уровень конкретной личности.

Каждый уровень накладывает свои отпечатки, формирует конкретный опыт и установки, из которых складывается материнство. В нашем исследовании мы изучаем влияние именно мезоуровня, т.к. родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери.

4. В родительской семье человек усваивает определенные стереотипы поведения ("сценарии" по Э. Берну), которые потом претворяет в жизнь уже в собственной семье.

Для исследования материнских установок девочек, воспитывающихся без матерей, следует хотя бы в некоторой степени ознакомится с условиями той системы, в которой эти установки формируются, а именно – с явлением сиротства и последствиями, которые оно накладывает на формирование личности ребенка и, как следствие, на формирование материнства у девушек-сирот.

Сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [3].

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров "социального" сиротства, появление его новых характеристик. Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам. Обнаруживается так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). А в обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

Однако до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство [3].

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная – отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория – женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.

Одно из заметных изменений последнего времени – быстрый рост доли детей, рождаемых вне брака. В связи с этим увеличивается количество отказных детей.

Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей [3;6]. Эти причины мешают нормальному воспитанию детей. Зачастую их помещают в специальные детские учреждения, однако в таких условиях развитие ребенка все равно остается ограниченным. Можно выделить некоторые причины, неблагоприятно влияющие на психологическое развитие детей [3]:

- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

- непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;

- недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

- бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды;

- недостаточность психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, их безучастное отношение к детям;

- недостаток программ воспитания и обучения, компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

- недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Формы и методы формирования морально-волевых качеств подростка при занятиях физкультурой и спортом
Морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных трудностей и препятствий. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определен ...

Эмоции и чувства
В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в типичных ситуациях – это наиболее древние по происхождению психические состо ...

Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений
Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей (Э. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru