Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.[17]
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:
сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;
холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.
В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей - медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, да и то постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцентрированные, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):
- вхождение в работу требует запаса времени, спешка тормозит инертного ребенка;
- в требованиях и указаниях используется только спокойный, ровный тон, ведь медлительность - свойство темперамента, поэтому малыш действует не назло, а просто иначе не может;
- любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.
Другие материалы:
Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов, а так же недостаточность двигательных средств и несформированность психомоторики в целом, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятел ...
Факторы, помогающие психологу в общении с клиентом
Отличительной чертой психолога является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, вы ...
Методология психологии управления
Разработка концепции соотношения методологии, теории и практики психологии управления невозможна без учета того обстоятельства, что Россия со времен после Витте и Столыпина переживает глубокий кризис в сфере управления. Его сущность заклю ...