Развитие самосознания в раннем возрасте

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Развитие самосознания в раннем возрасте

Страница 2

Важнейшее значение для стабилизированного Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Под последним понимается не просто подражание, но появление возможности чувствовать себя сильным, уверенным, то есть таким, каким хочет видеть себя ребенок. Это происходит за счет того, что родитель как идеальное Я, включается еще в достаточно слабое Я ребенка, укрепляя его и предоставляя силы для развития [34, с.72]. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже.

Впервые проявляются они, как показывают специальные исследования Б.Г.Ананьева, материалы дневников, в оценки не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т.п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета. [2, с.56]

Существенным сдвигом в развитии личности ребенка является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.

Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего ребенка на вопрос «Кто у вас самый хороший?», можно услышать «Я самый хороший», что так характерно для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и осознают, что хвастать некрасиво и нехорошо. Совсем необязательно прямо говорить о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос, «Какой ты хороший или плохой?» они обычно отвечают так: «Я не знаю . Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до ста», «Я тоже никогда ни обижаю детей» и т.п. [2, с.58].

В детском возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дети чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую оценку, в отличие от детей среднего и младшего возраста.

Сравнение самооценки ребенка в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется и опытом их оценки, спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного ими рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку ребенка. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок, а недооценку - «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

Самооценка детей детского возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными для формирования динамической самооценки у старших детей являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например вырезание из бумаги), связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки детей растут по мере овладениями правилами игры, приобретением личного опыта.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Гуманистическая теория личности.
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, кото ...

Угнетенность психики неизлечимыми недугами и ее преодоление
В последние десятилетия в мире резко возросло количество людей страдающих онкологическими заболеваниями. По мнению многих психологов (А.Ш. Тхостов, Н.Г. Кощуг, А.В. Гнездилов, В.Н. Герасименко) проблема человека находящегося в ситуации он ...

Стили родительского отношения: понятие и характеристика
Либин А.В. (1999) обозначает стиль родительского отношения как устойчивый паттерн поведения, базирующийся на комбинации индивидуальных переменных (личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействи ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru