Психологические подходы к старости

Материалы » Теории старения и старости » Психологические подходы к старости

Страница 1

Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма проблемой индивидуальной ответственности за свое существование. Экзистенциализм признает, что человеческое существование имеет основание — судьбу, но люди свободны создавать на этом основании многое, соответственно своему выбору. Так, один из основоположников экзистенциализма К.Ясперс считал старость благоприятным и естественным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглушенного, незыблемого. Поэтому старости не нужно боятся, у нее есть свои преимущества, и ослабление страха смерти, мучающего человека на протяжении жизненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасной. Человек физически слаб и не может, как прежде, предаваться радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее существование. Старик скован телесно, но в то же время сободен от телесности, более духовен. Если человек в старости достиг мудрости — он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К.Яс-перс подчеркивал, что свойственные юности качества сменяются памятливостью зрелого возраста и возможным катарсисом старости. Понятия катарсиса старости переросло позднее в идею «последнего взгляда», о котором писал Ясунари Кавабата: накануне расставания с миром глаза старого художника обретают духовную ясность, позволяющую видеть земную жизнь в печальном, но умиротворенном, по-особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным.

Среди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в раскрытие понятия старости внес психоаналитический подход.

Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим, поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем Я как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст. Поэтому, рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступают неподготовленными.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Факторы эффективности психологической коррекции
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: · разрешения реальных трудностей развития; · постановки целей и задач коррекционной программы. Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются ...

Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, примени ...

Психологические особенности конфликтных взаимодействий в организациях
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области психологии конфликтов позволяет говорить о том, что на возникновение конфликтов оказывают влияние личностные особенности. В частности это касается таких личностных особенностей как ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru