Эволюция

Материалы » Формула любви: теория и методика применения » Эволюция

Страница 2

Любовь животных – это избирательность при подборе партнера. Например, у гусей половые и семейные отношения выражаются настолько явно, что «Гусак, потерявший подругу, переживает горе, возможно, так же сильно, как это происходит у людей», – писал нобелевский лауреат, основатель этологии, науки о поведении животных, Конрад Лоренц. Иногда, как и у людей, гусак может «сходить налево». Но от соблазнительницы он всегда возвращается к возлюбленной, и только ей будет помогать выращивать птенцов. Любовь и секс в гусиной жизни существуют раздельно. Биология накопила множество свидетельств тому, что половая селективность не только присуща животному миру, но и является правилом, можно сказать законом, управляющим разными сферами жизни отдельной особи и всего вида. У тех животных, которым свойственна моногамная (хотя бы временная, на один сезон) семья, брачного партнера выбирает, как правило, самка. Она принимает на себя ответственность не только зачать, выносить и вскормить потомство, но прежде подобрать для него отца, единственного из всей стаи. Способность пленять самку порою важнее, чем способность побеждать других самцов в битве. Во многих случаях самцы, победившие своих соперников, не добиваются обладания самками, если последние их не выберут.

Интересное открытие сделали ученые Лондонского центра физиологии млекопитающих. Они опровергли мнение о том, что люди – единственные живые существа, занимающиеся сексом для удовольствия. Энцефалограммы самок обезьян, мышей, львиц и даже китов, сделанные во время спаривания, оказались идентичны полученным в результате исследований мозга женщин во время оргазма. Оказалось, что оргазм способны испытывать даже улитки, имеющие женские и мужские половые органы и являющиеся гермафродитами.

Человек, сформулировав понятие любви, присвоил себе это всеобщее свойство, объявив его исключительно человеческим. Но надо задуматься, для кого любовь – закон жизни, кто ему действительно следует – человек или животное? Животные не выбирают брачных партнеров случайно, их цель – подбор такой родительской пары, которая дала бы наиболее жизнеспособное и гармоничное потомство. Но как животные по внешним признакам способны угадывать в партнере глубинные свойства его наследственной конституции? Неужели могут видеть необходимые свойства генотипа и на этой основе совершать выбор?

Десять лет экспериментов потребовалось ученым Г. Бичэму, К. Ямадзаки и Э. Бойзу чтобы доказать, что мыши безошибочно определяют по запаху гены гистосовместимости. Эти гены определяют возможности пересадки тканей от одного животного другому. Все высшие животные, включая человека, наделены этим качеством, поэтому и возникают такие трудности с пересадкой тканей и органов. Наблюдая брачное поведение мышей, ученые установили, что мыши явно предпочитают особей противоположного пола с набором генов, отличным от их собственного. Глубокий смысл такого механизма не вызывает сомнений, брачный партнер, отличающийся по генному комплексу, способствует обогащению генофонда популяции, препятствует близкородственному скрещиванию и вырождению.

Американский ученый Л. Томас утверждает, что собаки способны по запаху различать людей, у которых разный набор генов гистосовместимости. Иными словами, каждый вариант этого генного комплекса имеет, с точки зрения собаки, свой особый запах. Можно предположить, что этот запах – запах феромонов, смеси биологически активных веществ, выделяемых животными и человеком. Не подлежит сомнению, что животные способны определять детали генотипа по запаху и составлять родительские пары, наиболее целесообразные для эволюции.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Гуманистическая теория личности.
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, кото ...

Третий блок: блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности
Этот блок отвечает за организацию активной, целенаправленной деятельности. Человек создает планы, программы действий, намерения, выполняет их, регулирует деятельность, осуществляет ее контроль, кроме того, человек осуществляет психическую ...

Мотивация учебной деятельности.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовател ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru